- Менуэт
-
МЕНУЭ́Т (франц. menuet, от menu pas — малый шаг) — старинный франц. нар. танец, первонач. в умеренном темпе, с тактовым размером 3/4. Произошел от бранля — нар. хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем и включался в оперы-балеты Ж. Б. Люлли. С кон. 17 в. М. приобрел более ускоренный темп и энергичный характер и почти во всех зап.-европ. странах вошел в т. н. камерную сонату и сюиту в качестве одной из последних частей с репризной трехчастной формой (da capo). "Король танцев", М. сохранился в предклассицистских и классицистских камерных ансамблях (трио, квартетах, дивертисментах, серенадах), сонатах, симфониях, располагаясь обычно перед финалом. Лишь Л. Бетховен в симфониях постепенно заменил М. на скерцо. В России М. танцевали на ассамблеях при Петре I, в 18 в. были популярны "Песни на М.". М. встречается в бальных оркестровых сюитах О. А. Козловского, в сольных и ансамблевых сонатах М. С. Березовского и И. Е. Хандошкина, квартетах А. А. Алябьева и Мих. Ю. Виельгорского, Сюите для фп. А. Г. Рубинштейна (ор. 38), оркестровой сюите "Моцартиана" и балете "Спящая красавица" (Танец герцогинь) П. И. Чайковского. М. для фп. создали А. Г. Рубинштейн (ор. 93), Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, В. С. Калинников, А. Т. Гречанинов. В 20 в. интерес к М. проявляли композиторы, тяготеющие к неоклассицизму: С. В. Рахманинов (Прелюдия № 4 для фп., Вариация 12 в Рапсодии на тему Паганини для фп. с оркестром); Н. Я. Мясковский ("Стилизации" для фп.); С. С. Прокофьев (№ 11 из балета "Ромео и Джульетта", М. для фп.); А. Г. Шнитке (Сюита в старинном стиле для скрипки и фп.); Ю. И. Маркин (Старинные танцы в джазовом стиле для фп.). Уник. вокальные М. принадлежат С. И. Танееву (романс "М.") и И. Ф. Стравинскому (Хор-М. из оперы "Похождение повесы").
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.